Слово «орнамент»
происходит от латинского «ornament», что в
переводе значит украшение. В традиционном
виде такое графическое изображение
выражается в виде узора состоящего из
упорядоченных элементов, и является
своего рода символическим языком, неким
«шифром». Нередко его можно встретить
в элементах архитектуры, одежды и даже
татуировок на теле.
Орнаменты часто
соответствуют определенной эпохе или
же национальной культуре того или иного
народа. Если рассматривать подобные
узоры более детально, можно обнаружить
в них определенное значение и скрытый
смысл.
Магические
изображения, имеющие подобную структуру,
можно разделить на бессюжетные орнаменты,
растительные орнаменты и животные
орнаменты. Наиболее ярко данная практика
просматривается у древних кельтов,
наделявшими их определенными магическими
свойствами.
Кельтская
символика несет в себе глубинный смысл,
чаще всего их используют серьезные
люди, призывающие себе на помощь мощь
земли, воды и воздуха, но многие сейчас
не понимают смысл колдовских знаков
Кельтские мотивы
отражают богатый духовный мир древних
кельтов, их верования и представления
о богах, иных мирах, жизни после смерти,
о мироустройстве и законах вселенной.
Различают
несколько видов подобных изображений:
Кельтский
узел графически изображает слияние
двух жизненных путей человека, физического
и духовного. Они тесно связанны между
собой, также как материальный и духовный
миры, в которых существует все живое.
Такой узел не имеет ни начала, ни конца,
символизируя извечное движение и
повторение, цикличность. В некоторых
случаях подобные узлы использовались
для обозначения местности, времени или
стихии. В средние века, с приходом
христианства, подобное изображение
стало использоваться и как символ троицы
- Отца, Сына и Святого духа.
Существует и
такая практика, как «магия узлов», причем
не обязательно кельтских. К примеру,
африканские колдуны использовали узел
жизнь человека, что бы навлечь на него
болезни, неудачи и даже смерть. В то же
время они могли завязать в узлы и сами
болезни, после чего человек шел на
поправку. У славян существовала практика
плетения наузов («науз плетение»),
которая на протяжении нескольких веков
находилась под запретом церкви. Также
осуждалось и ношение наузов, которые
помогали победить болезнь или же просто
оберегали человека от темных сил.
Кельтский
браслет считался графическим
переплетением извечных ценностей,
присутствующих в жизни человека, таких
как любви, верности и дружбы. Браслеты
также являлись одним из древнейших
наручных украшений, при этом их история
изготовления и ношения насчитывает
многие тысячелетия. В некоторых
изображениях они представляют собой
изображение линий, сердца с располагающейся
над ним короной и двух рук, поддерживающих
её. Среди традиционных видов кельтских
браслетов выделяют и те, которые посвящены
определенным праздникам: Имболк, Белтейн,
Лугнасад и Самайн.
Существует
разновидность браслета, используемая
скандинавами и древними германцами,
представляющая собой сочетание рунических
символов старшего Футарка. Подобный
рунический браслет (называемый «браслет
Одина») состоит из 24 сегментов, в каждом
из которых изображается символ той или
иной руны. Считается, что такая вещь
привлекает в жизнь человека, носящего
его, удачу и охраняет своего обладателя
от бед и темных сил.
Кельтский
узор часто
представляют как отражение карты
жизненного пути человека, который должен
пройти каждый. Однако в отличии от
символа Валькнут, олицетворяющего
посмертный путь война, подобные узоры
изображают путь, который человек проходит
еще при жизни, прибывая в материальном
мире.
Подобные
орнаменты, используемые древними
кельтами, можно сравнить с плетением
кос или корзин, поскольку данные процессы
всегда сравнивались с колдовской
работой. По аналогии происходит и
плетение энергетических потоков,
осуществляемое колдунами и ведьмами.
По легенде
такой узор плетется всего лишь одной
нитью, которая олицетворяет жизнь,
создавая в процессе символическое
изображение долгого и запутанного пути.
Некоторые племена наносили такие рисунки
на свое тело в виде татуировок, что
служило им не только «картой», но и
напоминанием о том, что впереди будет
еще много поворотов и переплетений
событий.
В некоторых
случаях общий рисунок состоял из
нескольких узоров. Наиболее вероятно,
что таким образом показывалась связь
человека с другими людьми (семьей,
племенем) или силами, стихиями, богами.
Довольно
востребованным элементом в составлении
кельтских орнаментов является и
спираль, символизирующая постепенный
духовный рост.
Нередко кельты
изображали тройные спирали, связывая
их с тройственностью духа, сконцентрированного
в одной точке. С другой стороны они
отождествлялись с равновесием и балансом
трех процессов: эволюции (саморазвития),
инволюции (возврату к истокам, своим
корням) и самим процессом бытия (течением
времени).
Символ спирали,
как таковой, был известен еще множество
веков назад и использовался разными
народами. Так в древней Греции спираль
служила атрибутом Афины Паллады и бога
Посейдона, и имела прямое отношение к
динамике космических форм. Довольно
часто она изображалась для обозначения
лабиринтов, а в тантрическом учении
спираль связывают с образом Кундалини.
Также
нередко использовалось и изображение
животных в
орнаментах. Это напрямую связанно с
методами симпатической магии (магии
соответствия), когда преследовалась
цель присвоить себе качества того или
иного животного, получить его силу.
Символика
животных могла использоваться и в тех
случаях, когда человек желал научиться
жить в гармонии с природой. В этом мог
помочь тотем (покровительстующее
животное) или олицетворение какого-либо
процесса, качества заключенного в
символе. В древние времена люди, желая
обладать качествами зверя, наносили
его изображение на свое тело. Так птицы
могли помочь достичь свободы и чистоты
разума, олень нес изобилие и рождаемость,
змея возрождение и мудрость, а медведь
или бык — силу и мужество.
Фрагмент книги "Магия символов и знаков", не вошедший в официальное издание.
Автор: Виталий Молохов.
Комментариев нет:
Отправить комментарий