вторник, 27 июня 2017 г.

Кельтский орнамент.

Слово «орнамент» происходит от латинского «ornament», что в переводе значит украшение. В традиционном виде такое графическое изображение выражается в виде узора состоящего из упорядоченных элементов, и является своего рода символическим языком, неким «шифром». Нередко его можно встретить в элементах архитектуры, одежды и даже татуировок на теле.
Орнаменты часто соответствуют определенной эпохе или же национальной культуре того или иного народа. Если рассматривать подобные узоры более детально, можно обнаружить в них определенное значение и скрытый смысл.
Магические изображения, имеющие подобную структуру, можно разделить на бессюжетные орнаменты, растительные орнаменты и животные орнаменты. Наиболее ярко данная практика просматривается у древних кельтов, наделявшими их определенными магическими свойствами.

Кельтская символика несет в себе глубинный смысл, чаще всего их используют серьезные люди, призывающие себе на помощь мощь земли, воды и воздуха, но многие сейчас не понимают смысл колдовских знаков

Кельтские мотивы отражают богатый духовный мир древних кельтов, их верования и представления о богах, иных мирах, жизни после смерти, о мироустройстве и законах вселенной.

Различают несколько видов подобных изображений:

Кельтский узел графически изображает слияние двух жизненных путей человека, физического и духовного. Они тесно связанны между собой, также как материальный и духовный миры, в которых существует все живое. Такой узел не имеет ни начала, ни конца, символизируя извечное движение и повторение, цикличность. В некоторых случаях подобные узлы использовались для обозначения местности, времени или стихии. В средние века, с приходом христианства, подобное изображение стало использоваться и как символ троицы - Отца, Сына и Святого духа.


Существует и такая практика, как «магия узлов», причем не обязательно кельтских. К примеру, африканские колдуны использовали узел жизнь человека, что бы навлечь на него болезни, неудачи и даже смерть. В то же время они могли завязать в узлы и сами болезни, после чего человек шел на поправку. У славян существовала практика плетения наузов («науз плетение»), которая на протяжении нескольких веков находилась под запретом церкви. Также осуждалось и ношение наузов, которые помогали победить болезнь или же просто оберегали человека от темных сил.



















Кельтский браслет считался графическим переплетением извечных ценностей, присутствующих в жизни человека, таких как любви, верности и дружбы. Браслеты также являлись одним из древнейших наручных украшений, при этом их история изготовления и ношения насчитывает многие тысячелетия. В некоторых изображениях они представляют собой изображение линий, сердца с располагающейся над ним короной и двух рук, поддерживающих её. Среди традиционных видов кельтских браслетов выделяют и те, которые посвящены определенным праздникам: Имболк, Белтейн, Лугнасад и Самайн.

Существует разновидность браслета, используемая скандинавами и древними германцами, представляющая собой сочетание рунических символов старшего Футарка. Подобный рунический браслет (называемый «браслет Одина») состоит из 24 сегментов, в каждом из которых изображается символ той или иной руны. Считается, что такая вещь привлекает в жизнь человека, носящего его, удачу и охраняет своего обладателя от бед и темных сил.














Кельтский узор часто представляют как отражение карты жизненного пути человека, который должен пройти каждый. Однако в отличии от символа Валькнут, олицетворяющего посмертный путь война, подобные узоры изображают путь, который человек проходит еще при жизни, прибывая в материальном мире.

Подобные орнаменты, используемые древними кельтами, можно сравнить с плетением кос или корзин, поскольку данные процессы всегда сравнивались с колдовской работой. По аналогии происходит и плетение энергетических потоков, осуществляемое колдунами и ведьмами.
По легенде такой узор плетется всего лишь одной нитью, которая олицетворяет жизнь, создавая в процессе символическое изображение долгого и запутанного пути. Некоторые племена наносили такие рисунки на свое тело в виде татуировок, что служило им не только «картой», но и напоминанием о том, что впереди будет еще много поворотов и переплетений событий.

В некоторых случаях общий рисунок состоял из нескольких узоров. Наиболее вероятно, что таким образом показывалась связь человека с другими людьми (семьей, племенем) или силами, стихиями, богами.





















Довольно востребованным элементом в составлении кельтских орнаментов является и спираль, символизирующая постепенный духовный рост.

Нередко кельты изображали тройные спирали, связывая их с тройственностью духа, сконцентрированного в одной точке. С другой стороны они отождествлялись с равновесием и балансом трех процессов: эволюции (саморазвития), инволюции (возврату к истокам, своим корням) и самим процессом бытия (течением времени).

Символ спирали, как таковой, был известен еще множество веков назад и использовался разными народами. Так в древней Греции спираль служила атрибутом Афины Паллады и бога Посейдона, и имела прямое отношение к динамике космических форм. Довольно часто она изображалась для обозначения лабиринтов, а в тантрическом учении спираль связывают с образом Кундалини. 





















Также нередко использовалось и изображение животных в орнаментах. Это напрямую связанно с методами симпатической магии (магии соответствия), когда преследовалась цель присвоить себе качества того или иного животного, получить его силу.

Символика животных могла использоваться и в тех случаях, когда человек желал научиться жить в гармонии с природой. В этом мог помочь тотем (покровительстующее животное) или олицетворение какого-либо процесса, качества заключенного в символе. В древние времена люди, желая обладать качествами зверя, наносили его изображение на свое тело. Так птицы могли помочь достичь свободы и чистоты разума, олень нес изобилие и рождаемость, змея возрождение и мудрость, а медведь или бык — силу и мужество.  
















Фрагмент книги "Магия символов и знаков", не вошедший в официальное издание.
Автор: Виталий Молохов.

Комментариев нет:

Отправить комментарий