Крест по праву
считается одним из самых известных
христианских символов, в виду своего
широкого использования в данной традиции,
хотя и был известен человечеству еще
задолго до появления на Земле христианства.
Археологические находки подтверждают
факт почитания креста еще в эпоху
древнего палеолита.
Принято считать,
что название символа происходит от
общеевропейского корня «cru», что в
переводе означает «искривленный». По
другой версии слово происходит от
древнерусского «крес», обозначающее
«огонь». В современном языке до сих пор
сохранились однокоренные слова применимые
к огненной стихии, однако они претерпели
некоторые изменения в своей трактовке.
Например «кресало» (инструмент для
разжигание огня), крещение (в древней
традиции слово имело значение «прохождение
через огонь», что означало ритуальное
очищение), воскресение (день разжигания
огня, предназначенного для преподнесения
подношений богам).
В общем понимании
крест представляет собой символ жизни,
неба и вечности. Довольно часто он
выступал олицетворением тех или иных
богов, но чаще служил изображением
человека, раскинувшим в стороны руки.
По другой версии изначально данный
символ ассоциировался с взаимодействием
двух начал: мужского и женского,
представленных двумя линиями. А
североамериканские индейцы таким
образом графически изображали союз
небесного и земного огня. В более давних
культурах он часто служил моделью
Мирового Древа, взаимодействующего с
реальным миром.
С течением
времени появились всевозможные вариации
данного символа, поскольку различные
религиозные культы, делая его своей
эмблемой, добавляли в него всевозможные
элементы. Это в первую очередь связано
с желанием создать собственный символ,
не похожий на другие распространенные
формы креста, для обозначения своих
религиозных предпочтений.
Анкх.

Анкх является
одним из наиболее древних вариаций
креста, и довольно часто встречается
на гробницах Египетских фараонов.
Древние египтяне считали данный символ,
также известный как «каккрукс ансата»
(крест с рукояткой), своеобразным ключом
в загробный мир, а также олицетворением
бессмертия и высшей мудрости. Практически
все боги египтян изображались с этим
знаком в правой руке.
Графически
Анкх представлен двумя фигурами: кругом,
символизирующим вечность, и крестом,
который олицетворяет саму жизнь. Данный
символ для египтян также обозначал
священный союз Исиды и бога Осириса,
как союз земли и неба, объединение
женского и мужского божества. Тем самым
символ заключает в себе идею соединения
двух начал, образующих единое целое, а
в иероглифическом письме данный знак
наделяли значением «жизнь». Таким
образом данный крест тесно связывался
с продлением своего существования на
Земле, и дальнейшей жизнью «по ту сторону
пирамиды», являлся необходимым атрибутом
при подготовке к смерти в процессе
жизнедеятельности.
Амулеты, в
виде креста Анкх, часто использовались
при погребении. С ними хоронили человека,
что бы быть уверенным в том, что усопшему
предстоит вечная жизнь в другом мире.
Согласно древней вере, именно так
выглядит ключ, которым открываются
ворота смерти и жизни. Также данный
символ изображали на стенах каналов,
по которым проходила вода. Древние
египтяне считали, что таким образом они
в силах защититься от наводнений. Также
такой крест могли вешать на шею больному
человеку, при этом считая что он вернет
тому жизненную силу и поможет скорейшему
выздоровлению.
С течением
времени, в более поздний период, Анкх
стали связывать с изображением бога
Сэта. Его прикрепляли к мумиям, тем самым
отводя от них врагов и считая, что от
обладания данным символом зависит жизнь
любого существа, как божественного, так
и смертного.
По одной из
точек зрения, Анкх представляет собой
орган человеческого тела, ответственный
за воспроизводство потомства, поскольку
во многих культурно-исторических
традициях он олицетворяет плодородие
и активное мужское начало. По этой самой
причине его соотносят с фаллосом.
Греческий
крест.

С данной
формой креста тесно связан культ
поклонения неугасимому огню, горение
которого поддерживалось девами
весталками, служившими в Немийском
храме Дианы-Весты в Лации. Весталки
носили на груди этот крест, как символ
рукотворного огня, неразрывно связывая
его с культом богини Весты. В раннем
христианстве такой крест символизировал
самого Христа, а на флаге Греции борьбу
против правления турков-мусульман.
По
некоторым данным, изначально после
крещения Руси данная форма креста была
основной символикой христианства при
князе Владимире, однако к такому кресту
по краям добавились буквы «а» и «w».
Это не случайно, поскольку данный
символ был известен и славянам-язычникам,
называясь «крес» и также относясь к
символике огня.
В
славянском язычестве равносторонний
крест также имеет свое значение, довольно
схожее по своему значению с тем, которое
ему придавали кельты. Вертикальная
линия в этом случае олицетворяет Мировое
Дерево, а горизонтальная мир Яви (наш
мир). Соответственно сдвинутая вверх
перекладина могла символически изображать
мир Прави, а сдвинутая вниз — Навь, мир
мертвых. Подобные кресты могли также
применяться в магических ритуалах
древних язычников.
Католические
миссионеры, приехавшие проповедовать
в Китай, увидели изображение подобных
крестов на статуях, которым насчитывалось
более шести веков. А испанские конкистадоры
стали свидетелями почитания креста
индейцами-язычниками, проживающими на
севере Америки, как символа слияния
небесного огня и земного.
Кельтский
крест.


Одним
из самых главных заблуждений, касающихся
данного символа, является его тесная
связь с христианством. Сочетание круга
и креста можно встретить не только в
символике планет, но и в символике
стихий, в которой данный символ считается
знаком планеты Земля, и пришел к нам из
самой глубокой древности.
В
начале 80х годов (и до наших дней) кельтский
крест становится главным символом
неонацистского движения «White Power», в
России более известного как «skinhead».
В отличии от традиционных скинхэдов,
радикалы исповедуют идеи превосходства
белой расы над остальными народами. Это
связанно с тем, что знак использовался
и фашистской Германией, в которой он
служил метафизическим и оккультным
символом. Данное изображение стало
востребовано благодаря создателю
«гиперборейской теории» и основателю
оккультного нацистского общества
«Анэнербе» Герману Вирту.
Косой крест.

Подобный
крест можно заметить и на груди многих
статуэток, однако это скорее связанно
с перевязью, предназначенной для ношения
оружия. По другой версии данный символ
в первую очередь призван притягивать
к своему обладателю долголетие и
благополучие, при этом защищая его.
В
более позднее время данный крест стали
ассоциировать с солнечной символикой
и мужским началом. Таким образом в Греции
он стал важным элементом мужского
национального костюма, а в Индонезии
распространенной мужской татуировкой.
В
христианской традиции данный символ
называться крестом святого Андрей,
поскольку на кресте именно такой формы
апостол Андрей закончил свою жизнь. В
последствии Петр I
поместил
изображение Андреевского креста на
государственном гербе и на флаге
военно-морского флота, тем самым делая
его символом четырех сторон света и
выражая отличие православия России от
западного христианства.
Данный
крест широко известен и в Шотландии,
поскольку там святой Андрей являлся
главным покровителем. В XIII веке он был
принят в качестве национальной эмблемы
и изображался в виде белого креста на
синем фоне.
Крест
мира.

Наиболее
интересная трактовка данного символа
встречается в современном христианстве,
где его называют сатанинским знаком.
Исходя из данной точки зрения, символ
представляет собой перевернутый крест,
с обломанными краями, и символизирует
насмешку над верой в Иисуса. Скорее
всего это связанно с тем, что данный
символ на самом деле напоминает по своей
форме человека, распятого вниз головой.
Если
вспомнить древнюю славянскую символику,
то в ней можно найти рунический символ
под названием «Чернобог», олицетворяющий
силы стремящиеся к хаосу, по своей форме
напоминающий данный крест мира. В
скандинавском и древне-германском
руническом алфавите существует руна
защиты, символически изображающая
человека, поднявшего руки к небу. В
перевернутом виде данная руна олицетворяет
смерть и разрушение, а заключенная в
круг приобретает целенаправленное
магическое значение, поскольку замкнутая
сфера способствует концентрации
негативной энергетики в одной точке и
снятию с человека абсолютно любой
защиты. Таким образом данному «кресту
мира» можно присвоить абсолютно
противоположное значение, связанное с
разрушениями и смертью.
Латинский
крест.
Латинский
крест (crux imissa) является самой распространенной
форма креста на католическом Западе,
на протяжении многих веков, на востоке
также применялась подобная форма.
Однако, еще задолго до появления
христианства, данный символ был известен
в древней Греции и Китае, где символизировал
бога. Д
Обычно
такой вид креста изображал человека,
раскинувшего руки в стороны, и стал
применяться для обозначения страданий
Иисуса Христа. Графически символ
представлен двумя пересекающимися
прямыми линиями, при этом горизонтальная
составляющая проходит через вертикальную,
образуя длинное нижнее плечо символа.
В
классическом виде нижняя часть креста
длиннее суммы двух боковых, верхняя
вертикальная короче всех составляющих.
В
христианстве латинский крест наиболее
известен и используемый чаще других
символов веры. По мнению исследователей
свое наибольшее распространение он
получил в V веке нашей эры, хотя стал
активно применяться еще в римских
катакомбах в начале III века. Принято
считать, что на кресте именно такой
формы и был распят Иисус Христос, хотя
в наше время известны и другие
предположения. Историки
основываются на мнении, что данный
способ казни в древнем Риме предназначался
для исключительно рабов и для тех
случаев, когда проводя смертную казнь
хотели обесчестить приговоренного.
Данный
символ христиане также называют «Крест
Распятия» и «Крест Страстей Господних».
Ранее подобные кресты было принято
изготавливать из дерева, иногда покрывая
его золотом, что символизировало божью
славу. В некоторых случаях его делали
зеленым и покрывали красными пятнами,
что соотносилось с «древом жизни» на
котором осталась кровь Христа.
Известно, что
в средние века данная форма креста также
ассоциировалась с мечом воина, опущенным
вниз, что означало мир и конец войны. В
более позднее время воины наоборот
стали ассоциировать перевернутый меч
с божьим крестом, втыкая его в землю
перед боем (получая подобие и образ
распятия) и произнося молитву.
Примечателен
также и тот факт, что подобный крест был
известен на Руси еще задолго до прихода
христианства. По мнению ученных,
специализирующихся на символике, обереги
в виде креста никак не могут считаться
христианским нововведением, поскольку
с давних времен использовались наравне
с другими магическими знаками, которые
впоследствии запретила церковь. Однако
ношение на груди креста было быстро
принято и широко распространено, так
как напоминало языческий символ.
Любопытно, что изначально молодая
христианская традиция не была знакома
с подобной символикой. По одному из
мнений изначально символом Христа
считалась «рыба», образованная двумя
дугами соединенными в одной точке
соприкосновения и пересекающимися во
второй.
Ведическая
культура славянского язычества наделяет
крест магическим значением, приписывая
ему олицетворение множества явлений и
образов, происходящих в трех мирах:
Нави, Яви и Прави. Впрочем у славян, как
и у многих других народов, существовало
множество вариаций изображения креста
(по данным
исследователей не менее 140 символов).
По этой причине само общепринятое
название данного символа, латинский
крест, можно поставить под сомнение.
Знак, известный во многих культурах и
у многих народов, никак не мог быть
придуман служителями христианской
церкви.
Перевернутый
крест.

Подобная
двойственность воззрений объясняется
просто: с одной стороны это перевернутое
распятие, якобы не знаменующее победу
рая над адом, а наоборот провозглашая
власть Сатаны и его демонов в этом мире,
а с другой изображение креста на котором
погиб святой Петр. По преданию апостол
Петр сам попросил распять его на
перевернутом кресте, считая что он не
достоин окончить жизнь также, как ее
окончил Иисус. По другой версии
он хотел таким образом наказать себя
за свое троекратное предательство
Христа.
Таким образом крест
святого Петра стал христианским символом
мученичества и искупления еще во времена
правления императора Нерона, а сам
апостол Петр до сих пор почитается как
основатель святой католической церкви.
Известно
также, что подобный крест с заостренными
концами использовали в своей символике
рыцари тамплиеры, сделав его своей
эмблемой наравне с другими символами.
Если вспомнить
рыцарскую традицию раннего средневековья
и ассоциацию креста с мечом, то в
перевернутом виде он символизирует
благородное и смертельное оружие,
поднятое вверх. Подобная символика
неразрывно связанна боевыми походами
и доблестью в бою, лидерством и призывом
идти на битву, а значит — с решимостью,
властью и доблестью.
В некоторых
случаях в геральдике меч, направленный
острием вверх, символизирует соединение
земли и небо, при активном участии
человека, и олицетворяет инициативу,
действие, волю и силу.
В каббалистике
вертикальная линия креста, олицетворяет
активное мужское начало, горизонтальная
— женское, и при таком их сочетании
символ приобретает смысл доминирования
мужчины над женщиной.
В славянском
язычестве перевернутый крест, также
символизирующий меч, неразрывно связан
с образом бога Перуна, который считался
управителем грома и хранителем воинской
доблести. Он наиболее легендарный из
братьев Сварожичей, защитник Яви и
покровитель всех воинов, владеет громом
и молниями. В своих руках он держит меч,
карающий преступников закона. Сам же
перевернутый крест (олицетворяющий
этот самый меч) являлся символом
княжеского воина-дружинника, его силы
и доблести.
Свастика.

Само
название символа имеет исключительно
древнерусское происхождение. Поскольку
ранее, до «обрезания» словообразующего
языка реформами Кирилла и Мефодия,
многие слова являли собой целые
законченные предложения, слово «свастика»
также включает в себя определенный
смысл. Состоящее из трех славянских
буквиц «сва» (небо), «с» (направление) и
«тика» (движение) название символа
дословно расшифровывается, как «пришедшая
с неба». Это в первую очередь связанно
с тем, что на небе существует созвездие
свастики, образ которого впоследствии
воплотился в древней языческой символике
наших предков. Однако впоследствии
данное созвездие исключили из современных
звездных карт и атласов еще в далеком
1922 году, хотя оно двольно известно и
сейчас.
По
другой, более современной, версии
общеизвестное название символа происходит
от индоевропейского корня «su» или «swa»,
что означает «связанный с благом».
Однако известные на Руси однокоренные
слова (содержащие в себе корень «сва»)
так или иначе были связанны с небом.
Например известное из фольклора место
обитания светлых богов «Сварга», или
покровительница Руси птица Матерь Сва.
Подобное изображение славяне также
называли «коловрат», производное от
слова «коло», что означает вращение. Но
«коловратом» чаще назывались свастические
символы имеющие шесть и более лучей.
Только
лишь у древних славян солярных (солнечных)
свастических символов насчитывалось
более двухсот, каждый из которых имел
свое значение и применение. К примеру,
символ «Дуния» служил олицетворением
соединения земного и небесного огня,
«Боговник» являлся магическим знаком,
дарующим покровительство светлых богов,
а «Алтарник» служил выражением великого
все-родового единства славянских
народов.
Изображение
свастики также было известно многим
народам мира в разные времена. Подобную
символику находили на древних китайских
монетах, найденных на территории Франции
священных алтарях, предметах обихода
индейцев северной Америки, на магических
амулетах древних Германцев и даже в
оформлении древних буддистских храмов.
Символ присутствует и на многочисленных
статуях Будды.
Примечательно,
что являясь символом фашизма, данный
знак был обнаружен в Эйн-Геди
на мозаике, которой устилали пол синагоги.
В древних катакомбах Прискиллы найдено
изображение святого причастия, фрагмент
которого представляет собой сосуд, с
нарисованной на нем свастикой, из
которого пьет душа праведника,
представленная в виде голубя. В Лондонской
библиотеке хранится фрагмент обложки
Евангелия из Линдсфарна, сделанной в
конце VII века нашей эры, украшенный
свастическими узорами. В
России данный символ обнаружен в
Исакиевском соборе и храме святой Марины
Магдолины в городе Санкт-Петербург.
Множественные находки археологов и
труды исследователей по всему миру
подтверждают тот факт, что данный символ
использовался довольно часто и повсеместно
на всех обитаемых континентах.
Сам по себе
знак, в зависимости от его разновидности,
наделяется различными значениями, самое
известное из которых — графическое
изображение солнечного колеса, символ
вращения вокруг неподвижного центра,
который порождает жизнь на Земле.
Стреловидный
крест (Барбе).

По другой
версии данный крест берет
свое начало в языческой традиции и
известен в более ранних культурах. Он
представлял собой крест,
концы которого заканчивались острием
в виде стрелы, и олицетворял центробежные
силы природы.
В
христианстве данный символ часто
сравнивается с иерусалимским крестом,
у которого на концах располагаются
четыре маленькие креста. Во время
крестовых походов данный знак являлся
гербом Иерусалимского королевства В
данной символике пять образованных
крестов символизируют пять ран распятого
Христа и олицетворяют преданность и
самопожертвование. Стреловидный крест
в этом случае соотносится с
противопоставлением «праведных»
верующих и «грешных» неверующих людей.
С
1935 года данный крест использовался в
символике венгерских националистов.
Символ считался политическим знаком и
назывался «Nyilaskereszt», в переводе означавшим
скрещенные стрелы. Также данный символ
принято считать Богемским крестом,
довольно известным в Чехии.
Тау-крест.

Якорный крест.

Якорный крест
графически можно представить в виде
трех символов: креста, нижней дуги и
круга на его верхнем конце. В традиционном
понимании данный символ являет собой
сочетание водной и огненной стихий, из
синтеза которых когда-то давно возник
мир, согласно представлениям древних
людей.
Существует
несколько точек зрения, поясняющих
использование нижней дуги в символике
данного креста. К примеру, некоторые
люди считают, что серповидная фигура
на кресте символизирует ладью, спасающую
христианина в бурном море жизни.
Современные версии, не выдерживающие
никакой критики, трактуют наличие
подобного серпа, как олицетворение
символа победы христианства над
мусульманством. А также то, что появление
полумесяца в данной символике является
надругательством мусульман над
христианской верой в результате
татаро-монгольского нашествия.
В опровержении
данных двух теорий следует привести
тот факт, что якорный крест изображали
на стенах своих подземелий еще ранние
христиане. С одной стороны его символику
ассоциировали с рождением Христа из
тела девы Марии, эмблемой которой ранее
считался полумесяц, как символ надежды.
С другой стороны данный знак олицетворяет
собой послание святого Павла к евреям,
в котором он говорит о надежде, которая
для души человека является якорем
безопасным и крепким. Ранние христиане
сравнивали символику якоря с устойчивостью
и безопасностью. В некоторых случаях
данный символ изображался с дельфином
или двумя рыбами, свешивающимися с его
поперечной перекладины.
Фрагмент книги "Магия символов и знаков", не вошедший в официальное издание.
Комментариев нет:
Отправить комментарий